Т.Г.Бадеян

О РЕСТАВРАЦИИ ЗАПИСЕЙ В.СОФРОНИЦКОГО В МУЗЕЕ А.Н.СКРЯБИНА

Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина имеет очень значительное собрание записей В.В. Софроницкого, большую часть которых составляют записи произведений А.Н. Скрябина. В репертуаре В.В. Софроницкого были почти все сочинения А.Н.Скрябина, написанные для фортепиано (исключение составляют несколько небольших пьес опусов 1,4, 7, 10,46, 58).
Музей был для В.В. Софроницкого родным домом, он любил здесь бывать, любил играть. За период с 1953 по 1961 год В.В. Софроницкий играл в музее по несколько раз в год [1]. Это были открытые сольные концерты или небольшие «семейные» выступления для самых близких людей. Почти все программы концертов в Большом и Малом залах Московской консерватории В.В. Софроницкий также обыгрывал в музее.
7 января 1961 года состоялся последний концерт В.В. Софроницкого в Музее А.Н. Скрябина с программой:

А.Н. Скрябин
1 отделение
3 прелюдии: ор. 35 № 2, 1, ор. 37 № 1;
Соната № 6 ор. 62; Мазурка ор. 25 № 3;
2 отделение
Соната № 10 ор. 70;
«Тёмное пламя» ор. 73 № 2;
2 прелюдии: ор. 37 № 2, ор. 74 № 2.
Соната № 8 ор. 66.

Многие ценители истинного искусства были большими поклонниками В.В.Софроницкого. Они не пропускали ни одного его выступления. Благодаря некоторым из них мы имеем это собрание его записей - свидетельство высокого искусства.
К великому сожалению, записи эти осуществлялись домашними средствами - музей не имел ни профессиональной аппаратуры, ни профессионального звукорежиссёра. Да и В.В.Софроницкий не любил, когда его записывали. Поэтому писали его украдкой, микрофон прятали так, чтобы он не попался ему на глаза. Не было возможности проконтролировать, как идёт запись. Слушатели сидели прямо рядом с исполнителем, шевелились, кашляли, что-то роняли, иногда даже вслух делились впечатлениями во время исполнения. Все шумы зала, улицы, телефонные звонки внутри здания, нестабильность сетевого напряжения, несовершенство звуковой техники, невозможность контроля во время записи - это болезни, которые требуют серьёзного лечения. Кроме того, многие фонограммы записаны на смотках (на склеенных кусках плёнки, бывшей в употреблении). В связи с отсутствием в музее специальных помещений и оборудования для хранения фонограмм, записи хранились в очень неблагоприятных условиях - в тесных шкафах, без соблюдения температурно-влажностного режима и даже без целлофановых пакетов, которые могли бы замедлить процесс высыхания плёнки. В связи с этим, за долгий срок хранения магнитная лента пересохла, сильно деформировалась, порвалась, склейки разъехались, появились проклейки, текстовые утраты. Звук потускнел, утратив значительную часть высоких частот. Вообще, нет таких дефектов в звукозаписи, которых не было бы в музейных фонограммах, да ещё в самых невероятных комбинациях. Но, самый большой недуг этих записей - искажения. Искажения от несовершенства и неотстроенности аппаратуры. Всякий звук, хоть чуть-чуть превышающий «mf» - это дребезг, хрипы, скрежет. К великому сожалению, борьба с этим тяжким недугом не возможна, по крайней мере, на сегодняшний день не существует аппаратуры, посредством которой можно было бы из распавшегося, дребезжащего звука сделать ровный и благозвучный. Это очень серьёзная проблема, в некоторой степени она касается и профессиональных записей.
Несмотря на все беды, записи эти - бесценное сокровище, так как выступления В.В. Софроницкого в любимом Скрябинском доме были особенно вдохновенными. Именно поэтому никакие усилия и затраты не могут быть чрезмерными для сохранения и восстановления такого богатства. Но без серьёзных профессиональных инструментов привести эти записи в состояние, пригодное для слушания, невозможно. Кроме того, на это нужно очень много времени и сосредоточенного внимания.
Собственно реставрация начинается с правильного прочтения фонограммы - это самый главный и ответственный момент реставрации. Правильно прочитать значит ничего не утратить и ничего не привнести.
Звуковая техника непрерывно обновляется. За 40 лет - с начала 1950-х до сего дня - сменилось несколько поколений звуковой аппаратуры, и каждое новое поколение принципиально отличается от предыдущего, при этом старое предаётся забвению. Для реставрации это обстоятельство весьма огорчительно.
Дело в том, что звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура всегда разрабатываются вместе и обязательно согласуются между собой. Грубо говоря, если звукозаписывающая аппаратура имеет где-то завалы или подъёмы, то звуковоспроизводящая аппаратура делает всё с точностью до наоборот. В результате мы имеем линейную, т.е. ровную и правильную звуковую картину. Почти до 1970-х годов вся звуковая аппаратура была ламповой. Это имело определённые минусы, но плюсов было гораздо больше: звук был объёмным, тёплым, глубоким, живым, лучше прорабатывалась аttаса. При этом воспроизводящая аппаратура не была столь чувствительной и объективной, как современная, шумы от ламп и прочие дефекты скрадывались, и общее впечатление было благоприятным и естественным. Сегодняшняя аппаратура почти линейна от 20Нz до 20КНz. Проигрывая на ней старые записи, мы имеем вялый, бедный и плоский основной сигнал и огромное количество шумов, фонов и искажений. То есть, только из-за различий технических характеристик старой и современной звуковоспроизводящей аппаратуры мы не получаем того звучания, которое было первоначально на ленте. К этому добавляются проблемы, связанные со старением и, соответственно, ухудшением механического состояния плёнки. Именно поэтому реставратор должен располагать не только всем набором современных технических средств обработки звука, но и звуковоспроизводящей аппаратурой, близкой той, на которой была произведена запись.
Современному человеку, привыкшему к чистому, бесшумному звучанию компакт-дисков, трудно воспринимать хрипы, потрескивания и шумы старых записей. Перед реставратором стоит задача отодвинуть эти раздражающие факторы на задний план, сделать их меньше основного сигнала. Но они находятся в одном частотном диапазоне с основным звуком. Уменьшая шумы, вырезаем и часть спектра основного звука. Это неизбежно приводит к обеднению тембра и, зачастую, к искажению замысла исполнителя, так как частотное вмешательство изменяет атаку звука и внутренний музыкальный баланс. Особенно критично к такому вмешательству фортепиано и в наибольшей степени это касается звука В.В. Софроницкого. Следует очень тщательно искать ту грань, где шумы уже не слишком раздражают, а звук всё ещё остаётся живым и узнаваемым звуком именно В.В. Софроницкого и никого другого.
Также серьёзной проблемой являются всякие неожиданности в концерте: шум в зале, скрип стула, стуки, кашель, телефонные звонки в соседнем помещении, а также случайные ошибки в исполнении. Во время концерта, в обстановке праздничной приподнятости слушая любимого артиста, мы не обращаем внимания на эти досадные помехи, полностью отдавшись во власть прекрасных звуков. Но если это зафиксировано на плёнке или диске и повторяется при каждом прослушивании, постепенно очарование исполнения исчезает и мы начинаем со страхом и раздражением ожидать этих неприятностей. Необходимо по возможности удалить эти дефекты или сделать их менее заметными при помощи монтажа, вставки фрагмента из другого места. Это довольно сложная задача, так как в музыке А.Н. Скрябина почти ничего не повторяется и взять замену из того же исполнения невозможно. Вставить фрагмент из другого исполнения очень трудно, поскольку другое исполнение - это другое состояние, а значит и другой темп, другой музыкальный баланс, другая акустика и так далее. Поэтому не всегда есть возможность исправить какой-либо дефект или ошибку исполнителя и приходится оставлять то, что есть.
Кроме перечисленных есть ещё огромное множество различных проблем, в которые нет смысла углубляться в рамках этой статьи. В сущности, работа реставратора - это бесконечная цепь поисков, разочарований и компромиссов. А кроме того это одержимость и, хоть и редкие, но всё-таки удачи и радости. Ведь это замечательно - из хаоса собрать то, что можно представить слушателям и даже порадовать их.
Ответственность перед наследием исполнителя очень велика и самая главная для реставратора заповедь - «не навреди».

Комментарии редколлегии
1. Частые выступления В. В. Софроницкого в музее А.Н. Скрябина начались ещё в 1940-е годы после переезда В.В. Софроницкого на постоянное жительство в Москву.

Предыдущая статья прорпор Следующая статья

Книги
В.В.Софроницкий

"Собственно реставрация начинается с правильного прочтения фонограммы - это самый главный и ответственный момент реставрации. Правильно прочитать значит ничего не утратить и ничего не привнести."

Т.Г.Бадеян

Записи
Главная страница
Информация
Hosted by uCoz